Главная > Информация > Гайдаровский форум. О взаимодействии регионов с центром

Гайдаровский форум. О взаимодействии регионов с центром


9-02-2018, 12:26. Разместил: kprf

Руслан Луговой

О новых принципах управления на прошлой неделе говорили на IX Гайдаровском форуме, организованным Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Многие СМИ называют Гайдаровский форум «российским Давосом».

Форум проводится ежегодно и на нем обсуждаются самые главные события и тенденции социально-экономических изменений, которые неизбежно затронут каждый регион,каждый субъект России.

Прежде всего, конечно же, меня интересовали модели развития и взаимоотношения центра с регионами, учитывая нашу региональную специфику и происходящие изменения в Дагестане.

Итак, говоря о социально-экономических проблемах регионов, Наталья Зубаревич, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ, отметила, что вопросы социального развития оказались в компетенции субъектов федерации. Потому неравенство регионов становится одним из ключевых факторов соцразвития. По её словам бедность, рынок труда, доходы и потребление– все это имеет региональную специфику. Можно ожидать, что в ближайшее время диспропорции в развитии регионов будут только нарастать. А примерно четверть регионов продолжают наращивать отставание.

По сути,речь идет о так называемой метрополии, в которой социально-экономическое благополучие центра на порядок выше чем на окраинах, и эта тенденция возможно будет только еще более выраженной.

Например,согласно докладу доктора экономических наук Сереем Дохоляном средне российская зарплата в сентябре 2017 года в среднем по России составляла 38 тысяч, а в Дагестане 23 тысячи рублей. Показатель безработицы (10,9%) практически в два раза превышает средне российский уровень (5,5%).

О снижении доходов в 3/4 регионах говорила и директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малеева. По ее словам, бедные слои населения заняты технологиями выживания,

В этой связи ряд экспертов заострили внимание на разработке нового принципа взаимодействия общества и государства, а сам принцип управления кардинально поменять. Так, руководитель проектного направления ЦСР «Государственное управление» Михаил Алашкевич предложил формирования гибкой системы бюджетирования, предусматривающую, в частности, «переброску» средств между проектами. Это означает, что, скажем, выделенные средства на проект «Безопасные и качественные дороги», можно будет использовать не только на дороги, а например на тротуары. И не надо ждать следующего года, чтобы начать отдельный проект.

С одной стороны, если подходить честно к вопросу, то такое предложение рационально.

С другой стороны, открывается очень заманчивые схемы для не целевого использования средств. Кроме того, Алашкевич в этом вопросе настаивает на предоставлении большей автономии региональным проектным командам. Как это предложение специалиста может повысить реальную прозрачность остается вопросом. Надеюсь,что предложение эксперта не является ангажированным и лоббистским.

Далее было предложено закрепить формирование проектных команд с участием негосударственных организаций, НКО, гос корпораций. Что же в Дагестане, где числятся свыше 2 тысяч НКО, которые могут быть задействованы как реальные институты гражданского общества в реализации гос проектов. Главное, чтобы в итоге не появились бы искусственно наспех созданные организации, состоящие из знакомых и друзей чиновников, работающих в государственных организациях, которые просто отрапортуют, что проект реализован. Должны быть тогда четкие маркеры и независимая оценка. Более того для успешной проектной деятельности необходима новая система работы с кадрами.

Говоря о кадрах в системе госуправления, заместитель директора Высшей школы государственного управления РАНХиГС Юрий Синегин предложил не заморачиваться на обучении и переподготовке специалистов. По его словам многие функции в скором будущем будут, вероятно, выполняться искусственным интеллектом, технологизироваться.

В определенном смысле процесс автоматизирования многих бюрократических процессов уже давно идет. Например, оплата через свой личный кабинет услуг ЖКХ, получение различных справок и заполнение анкет через интернет сервис, да взять хотя бы зарплату, которую мы получаем автоматически на карточки банка. Вся эта технологизация направлена, прежде всего, на прозрачность и централизацию финансовых потоков и эффективности документооборота.

Конечно,проектное управление, технологизация процесса – это все очень современно и, наверное,эффективно. Однако, все это имеет смысл, если есть понятные расчеты изначальных показателей. Как применить принцип проектного управления, если например, судя по докладу Дохоляна, в Дагестане расхождение между статистической и фактической численностью населения составляет 453 тысячи человек.

Это выяснилось по результатам проведенной работы ряда ведомств уточнена численность застрахованных граждан республики, которая на 1 апреля 2017 года составила 2588 тысяч человек; из них неработающих, за которых платит республика в бюджет ФОМС – 2 006 тысяч человек.

А ведь это означает, что все бюджетные растраты велись из расчета завышенной численности населения.

Расхождение баз данных в министерствах и налоговых органах местного и республиканского значения по количеству малых и средних предприятий, крестьянских или фермерских хозяйств также является база теневой экономики.

В поселке Семендер официально проживает около 25 тысяч человек, а фактически более 300 тысяч. Частный бизнес в этом районе довольно развит, но это еще не означает,что все магазины учтены в соответствующих налоговых органах. Судя по докладу,треть бизнеса существует в «тени», платит не налоги, а коррупционный сбор.

Коррупционная составляющая в стоимости продукции составляет в СКФО от 30% до 50%.Таким образом, налог, который собирается, но не доводится до налоговых органов  в значительной степени влияет на структуру экономики региона. Чем выше его величина, тем в большей степени преобладает те отрасли (виды деятельности), которые могут уйти в тень, в частности это строительство, торговля, сфера услуг.

Несмотря на явный преступный характер многих дел, есть еще один вопрос. А не говорит ли это о за бюрократизированной системы в то время, когда социальные связи в обществе стремительно нарастают и просто не укладываются в современную систему взаимоотношений государства и общества? Справедливости ради, надо отметить, что такая тенденция не только у нас, в ряде субъектов положение не лучше.

 В этой связи какие бы не принимали меры по вопросу гос.управления есть и еще одна тенденция, судя по докладам, государственная поддержка  социальной сферы будет сокращаться. Как сказал Первый замминистра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко «Основная социальная задача государства состоит в том, чтобы обеспечивать минимальные социальные стандарты». О приоритете этих стандартов в ближайшее время нет и речи. 
Вернуться назад